ТЕЗИСЫ, представленные на конференцию Ломоносов-2007
Наталья Сорокина
студент, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, филологический факультет
Именование божества в гомеровских гимнах (на примере Аполлона)
К так называемым гомеровским гимнам относят гимнические гекзаметрические произведения, авторы которых были неизвестны в средние века составителям рукописных кодексов. Эти гимны тогда были приписаны Гомеру по причине стилистического сходства с гомеровскими поэмами. Гимн к Аполлону считается древнейшим из них.
Цель работы – сравнить именование божества в сакральных и литературных гимнах, а на данном этапе рассмотреть в этом отношении литературные гимны. По всей вероятности, древние литературные гимны по некоторой традиции предваряли исполнение каких-либо более крупных литературных произведений или открывали празднество в честь божества. Об этом свидетельствуют последние строки всех этих гимнов, общий смысл которых таков: Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю. (стихи 178, 546)
Литературные гимны имели, как правило, традиционную композицию: описание божества (статическую часть), изложение какого-либо мифа о нем (эпическую часть) и некую молитву с просьбой и прославлением божества.
В этом отношении гомеровские гимны к Аполлону в общем традиционны. Все способы именования можно условно разделить на несколько типов по их смысловому значению на именные (Apollon), связанные с отношениями родства (hon eukomos teke Leto, Dios kai Letus hyios, Dios hyios Apollon), с функциями божества (toxophoros, argyrotoxos, phormizon).
Также присутствуют «безотносительные» эпитеты, как правило, с положительной коннотацией (erikydeios, amymon и др.). Наибольшее количество раз в этих гимнах встречается именование Феб (Phoibos), если не считать собственно имени божества - Apollon.
Второй по численности эпитет Аполлона, встречающийся в данных гимнах, –hekatebolos, представленный также вариантами hekatos, hekebolos, ekatebeletes, ekaergos. Этимология первой части этих слов ясна не до конца. Уже в древности первый элемент понимался как происходящий от hekaton или от hekas. Это древний эпитет Аполлона или Артемиды, используемый Гомером и Гесиодом. Этимология двух эпитетов Аполлона дана прямо в тексте гимна к Аполлону Пифийскому. Эпитет «Пифийский» понимается как производный от pytho - гнить. Название Дельфийского святилища возводится к слову «дельфин» (delphis), в образе которого Аполлон появился на корабле критских моряков. Обе эти этимологии считаются неверными (см. примечания В. Н. Ярхо к этому гимну в кн. «Эллинские поэты»).
Еще один весьма распространенный эпитет – anax – владыка, царь. У Гомера это, как правило, эпитет Зевса либо смертных царей. Из эпитетов, говорящих о внешности божества, в обоих анных гимнах находим только один - akersekomes (гимн к Аполлону Делосскому, стих 134) – буквально «нестриженый» (длинноволосый), в то время как эпитеты его матери, Лето, связанные с волосами, весьма разнообразны (kalliplokamos, chrysoplokamos, eukomos).
Гимны имеют довольно строгую композиционную структуру и восходят к произведениям сакрального характера, поэтому справедливо будет предположить наличие определенных правил, касающихся того или иного способа называния божества в разных частях гимна. Однако из рассмотренных ниже закономерностей нельзя заключить, имеют ли подобные правила (если они были) основу в сакральных текстах, или же просто продиктованы законами жанра. По всей вероятности, сами законы данного жанра вытекают из каких-то религиозных правил.
Анализ композиции двух гимнов позволяет выявить две закономерности.
Во-первых, перед тем как перейти к сюжетной части, автор спрашивает, как бы колеблясь, о чем рассказать. Вспомнив миф об основании Пифийского святилища, автор останавливается на нем подробно.
Во-вторых, в конце каждого из этих гимнов указываются родственные связи Аполлона.
Эта закономерность, однако, не представляется столь же очевидной, как первая, так как Аполлон упоминается как сын Зевса и Лето еще в нескольких местах гимнов. Родители Аполлона не указываются в каких-то конкретных частях гимна; никаких правил или традиций относительно такого именования определить не удается. Ясно лишь, что они должны быть упомянуты, и можно предположить, что упомянуть их нужно в самых значимых композиционных составляющих гимна: в начале и конце, - в сюжетной же части именование произвольно, либо его можно объяснить требованиями метра стиха: четыре строки гимна к Аполлону Пифийскому заканчиваются одинаково (437, 514, 531). Именно этот фактор в большой степени влияет, по-видимому, на употребление своеобразных формул. Так, некоторые сочетания занимают только конец стиха. Типичные окончания строк в большей степени характерны для гимна к Аполлону Пифийскому.
Возможно, это объясняется тем простым обстоятельством, что именно там божество предстает деятельным, и, следовательно, упоминается большее число раз.
Многообразие способов именования божества можно объяснить желанием сконцентрировать в одном произведении как можно больше информации о божестве. Возникает предположение о попытке собрать воедино представления о конкретном божестве всех или части греческих этнических групп. Если гимны как жанр литературы восходят к религиозным текстам, то было бы уместным сравнить между собой способы именования божества в гимнах литературных и сакральных, а на основании сравнительного анализа делать более исчерпывающие выводы.