Мякин Т. Культовое содружество Сапфо на Лесбосе (VII-VI вв. до н. э.): новые факты. Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 150 p. ISBN: 978-3-8443-5937-4
Язык - русский, хотя и издана в Германии.
Новый фрагмент поэтессы, опубликованный М. Гроневальдом и Р. Даниэлем в ZPE в 2004 г., а также ряд наблюдений, сделанных мною в ходе работы с электронным Тезаурусом надписей, позволили придти к ряду действительно новых и интересных выводов, касающихся исполнительского контекста сапфической поэзии. Так, например, эпитет iokolpos, который, как раньше думали, встречается только у Сапфо, обнаруживается еще и в одной аттической надписи - а именно в надписи 4 в. до н. э. на алтаре Артемиды. Он же встречается в новонайденном фрагменте в приложении к Музам. Это, а также ряд других важных наблюдений и позволяет связывать песенное творчество Сапфо, скорее, с реалиями культа Артемиды, хотя и эта богиня у Сапфо упоминается лишь дважды (Sapph. fr. 44a, 84 Voigt). К таким выводам придти позволяет кропотливый анализ контекстных значений и самого эпитета iokolpos и его составляющих ion и kolpos, а также совокупное рассмотрение целого ряда археологических, литературных, эпиграфических фактов. Собственно, моя книга была ответом на ряд острых и справедливых замечаний и наблюдений, сделанных Д. Ятроманолакисом в его работе: Sappho in The Making. The Early Reception. Cambridge, Massachusetts, 2007 (D. Yatromanolakis). Задача моя была, вняв его замечаниям, оценить роль афинской рецепции сапфических песен, отделить, что называется, Афины от Лесбоса. Выводы, в общем, таковы, что первенствующее (по числу упоминаний) место Афродиты в сапфической поэзии как раз результат этой рецепции. Буквально по крупицам в ходе большой работы удалось, как кажется, определить облик подлинной лесбосской Сапфо, отделив ее от симпосийного, афинского двойника, плода многолетнего симпосийного исполнения сапфической поэзии в Афинах. Кратко: Сапфо выступала на празднествах в честь Артемиды Термии в Митилене, возглавляла хор девочек (paides), гомосексуальные отношения с которыми для нее и девушек старшего возрастного класса были неким аналогом педерастии (без утраты девственности, разумеется). Акцент был на подчинении девочек старшей девушке, жрице. Ближайший аналог - служение локрийских девушек в илионском храме Афины. Кстати, при всех минусах, издательство Ламберта выглядит демократичным и приемлемым. Для нас, бедняков, по меньшей мере. Слово держит. Авторский экземпляр прислало вовремя. Посмотрим, теперь, как все будет с гонораром...
Купить книгу можно здесь: https://www.morebooks.de/store/gb/book/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%A1%D0%B0%D0%BF%D1%84%D0%BE-%D0%BD%D0%B0-%D0%9B%D0%B5%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%81%D0%B5-vii-vi-%D0%B2%D0%B2-%D0%B4%D0%BE-%D0%BD-%D1%8D/isbn/978-3-8443-5937-4